Проблема синтеза поэзии и фотографии в “Facile” Поля Элюара и Ман Рэя

Авторы

Ключевые слова:

Фотография; поэзия; сюрреализм; Ман Рэй; Поль Элюар.

Аннотация

Статья посвящена проблеме синтеза поэзии и фотографии в сборнике  “Facile” Поля Элюара и Ман Рэя (1935) в контексте сюрреалистической традиции создания книг, иллюстрированных фотоснимками. Автором проведен краткий анализ “Facile” в контексте интимной лирики Поля Элюара и творчества Ман Рэя, рассмотрена проблема взаимодействия текста и изображения в сборнике. В “Facile” Поль Элюар создает свой миф об идеальной Женщине, которая пребывает в гармоничном единстве с Природой, дарит мужчине жизненную силу, наслаждение и радостное забвение. Однако любимая женщина важна для него не как самостоятельная личность со своими мыслями, чувствами и желаниями, но как некое волшебное существо, обладающее качествами, ценными для Другого, что в целом достаточно типично для интерпретации женских образов в искусстве сюрреализма. В визуальном плане “Facile” строится на игре контрастов черного и белого, столь любимой Ман Рэем. Образ Нуш лишается материальности посредством использования приемов соляризации, фотомонтажа и съемки силуэта, что соответствует основной идее сборника — легкости. В “Facile” Ман Рэй создает идеальный образ женщины-Музы — чистой, возвышенной, грациозной, пассивной и сексуальной, тело которой фетишизируется, становясь безликим объектом желания и поклонения. Автор приходит к выводу, что между текстом и изображением можно выявить как прямые, так и косвенные параллели, которые, в сочетании с близостью идей, высказанных поэтом и фотографом, и гармоничным соединением двух видов искусств в оформлении книги, позволяют говорить о ней как об уникальном художественном целом.

Биография автора

Ида Шик, Государственный Эрмитаж

кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник, хранитель

Библиографические ссылки

Benoit, J.-L. G. (2009) ‘La sacralisation de la femme chez Paul Éluard, à partir du recueil Facile’, Universităţii Petrol — Gaze din Ploieşti, 2, p. 115–126. (in French)

Breton, A. (2002) Surrealism and Painting. Boston: MFA Publications.

Breton, A., Boiffard, J.-A. (1928) Nadja. Paris, Éditions de la Nouvelle Revue Française. (in French)

Cahun, C., Moore, M. (1930) Aveux non Avenus. Paris: Editions du Carrefour. (in French)

Chadwick W. (1995) Fetishizing Fashion/Fetishizing Culture: Man Ray’s Noire et blanche’, Oxford Art Journal, 18(2), p. 3–17.

Comis G., Franciolli M. (2011) Man Ray. Milan: Skira.

Dubin, S. B. (2003) ‘Witch, Сhild, Androgynous: Woman (s) in Surrealism’, Inostrannaia literatura [Foreign Literature], 6 [Online]. Available at: https://magazines.gorky.media/inostran/2003/6/koldunya-ditya-androgin-zhenshhina-y-v-syurrealizme.html (Accessed: 14 June 2021).

Éluard, P. (1971) Stikhi [Poems]. Мoscow, Nauka Publ. (in Russian)

Éluard, P., Bellmer, H. (1949) Les Jeux de la poupee. Paris, Éditions premières. (in French)

Éluard, P., Man Ray (1935) Facile. Paris, G. L. M. (in French)

Éluard, P., Man Ray (1937) Les mains libres. Paris: éd. Jeanne Bucher, 1937

Éluard, P., Man Ray, Maar, D. et al. (1947) Le temps déborde. Paris: Editions Cahier d’art. (in French)

Hubert, R. R. (1988) Surrealism and the Book. California: University of California Press.

Livingston, J., Krauss, R., Ades, D. (1985) L’Amour Fou: Photography and Surrealism. New York, London: Abbeville Press.

Montier, J.-P. (2013) ‘Facile, ou le livre photographique comme scène érotique’ in Nicole, F., Perrigault, L. (dir.). Vision du corps, la scène érotique. Rennes: PUR, 2013, p. 108–118 [Online]. Available at: http://phlit.org/press/?p=496 (Accessed: 14 June 2021). (in French)

Webb, P., Short, R. (2004) Death, Desire and the Doll. The Art and Life of Hans Bellmer. Chicago: Solar books.

Загрузки

Опубликован

2021-08-26

Выпуск

Раздел

Academic Studies