«ПОЭМА ОПУСТОШЕНИЯ». АНТИФАШИЗМ И КРИТИКА ВОЙНЫ В ФОТОГРАФИИ 1930-Х – 1940-Х ГОДОВ И ЭСТЕТИКА СЮРРЕАЛИЗМА

Авторы

  • Ида Шик Российский государственный гуманитарный университет

Ключевые слова:

Сюрреализм; военная фотография; эстетика разрушения; черный юмор; принцип парадоксальных сопоставлений.

Аннотация

В статье анализируется специфика репрезентации событий Второй мировой войны и трансляции антифашисткой позиции в фотографии 1930-х – 1940-х гг. в контексте эстетики сюрреализма. Язык дадаизма и сюрреализма используется Э. Блюменфельдтом в «портретах» А. Гитлера, обличающих его как воплощение террора и смерти. Антифашисткая позиция высказывается фотографами-сюрреалистами посредством «политики эроса» и репрезентации инородного, примером чего могут служить снимки кукол Г. Беллмера и фотомонтажи К. Тайге. Непосредственной реакцией на нацизм являлась и деятельность группы «Контратака», в которой приняли участие многие сюрреалисты, а также «Международная выставка сюрреализма» (1938), ставшая антитезой экспозиции «Дегенеративное искусство» (1937). В американской фотографии реакцией на военные события стала серия К. Д. Лафлина «Поэма опустошения», осуществлявшая последовательную критику войны как охватившего человечество безумия. В чешской фотографии наиболее непосредственной реакцией на нацистскую оккупацию и войну становится книга Й. Штырского и Й. Хейслера «На иглах этих дней», в которой ранние снимки Штырского с их репрезентацией энтропии приобретают новые смысловые коннотации. Жизнь Лондона во время Большого блица становится объектом внимания Б. Брандта и Л. Миллер. Если Брандт снимает опустевшие ночные улицы и жителей города, ищущих приют в бомбоубежищах, то Миллер фиксирует военные разрушения, порождающие непредсказуемые и порой двусмысленные визуальные и семантические эффекты. В качестве корреспондента американского Vogue Миллер снимает в Европе руины, работу медсестер, солдат, мирное население, пленных немцев, концлагеря, квартиру Гитлера и дом Е. Браун, интегрируя сюрреалистические приемы в документальные работы. Военные разрушения становятся темой фотографий В. Райхмана в серии «Раненый город», метафорически напоминающей зрителю о многочисленных человеческих жертвах. Таким образом, ставшая магистральной в работах фотографов, близких сюрреализму, репрезентация мотивов разрушения в военный период приобретает весьма прямолинейный характер, а на первый план выходят такие концепции сюрреализма, как принцип парадоксальных сопоставлений и черный юмор, которые порождаются самой реальностью, превратившейся в подобие ночного кошмара. При этом визуальные образы часто сопровождаются текстовыми комментариями, которые привносят дополнительные смысловые оттенки.

Биография автора

Ида Шик, Российский государственный гуманитарный университет

кандидат искусствоведения, доцент

Библиографические ссылки

Brückle, W. (2013) ‘Rearranging the Dictator’s Face: Erwin Blumenfeld’s Last Political Photographs’, in Erwin Blumenfeld. Photographs Drawings and Photomontages. New Haven and London: Yale University Press, p. 167-179.

Fijalkowski, K., Richardson, M., Walker, I. (2013) Surrealism and Photography in Chehoslovakia. On the Needles of Days. Farnham: Ashgate Publishing Ltd.

Fokin, S. L. (2002) Filosof-vne-sebia. Zhorzh Batai [Philosopher-outside-Himself. Georges Bataille]. Moscow: Izd-vo Olega Abyshko Publ. (in Russian)

Foster, H. (1991) ‘Armor Fou’, October 56: High / Low: Art and Mass Culture, Spring, р. 64-97.

Foster, H. (1993) Compulsive Beauty. Cambridge: The MIT Press.

Hilditch, L. (2013) ‘A Surreal Landscape of Devastation: An Analysis of Lee Miller’s Grim Glory Photographs of the London Blitz’, Imaginations, 4(1), p. 21-28.

James, S. E. (2013) ‘House of Dada’, Frieze [Online], 9. Режим доступа: https://www.frieze.com/article/house-dada?lang=en (дата обращения: 20.08.2022).

Kachur, L. (2008) ‘Clarence John Laughlin, The Regionalist Surrealist’, Journal of Surrealism and the Americas, 2(2), p. 209-226.

Krauss, R. E. (1999) Bachelors. Cambridge, London: The MIT Press.

Mahon, A. (2005) Surrealism and the Politics of Eros 1938–1968. London: Thames&Hudson.

Meek, A. J. (2007) Clarence John Laughlin: Prophet without Honor. Jackson: UP of Mississippi.

Miller, L, Scherman, D. E. (2014) Lee Miller’s War. Beyond D-Day. New York: Thames & Hudson.

Rose, J. R. (2003) When Reality Was Surreal: Lee Miller’s World War II Correspondence for Vogue. Master of Arts Thesis. University of North Texas, Denton.

Shik, I. A. (2017) ‘Aesthetics of Decay in Surrealist Photography’, Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice], 3(1), p. 201-205. (in Russian)

Shik, I. A. (2018) Surrealist Photography of the 1920s – 1970s: the Key Concepts and Problems. PhD Thesis. Saint Petersburg State University, Saint Petersburg. (in Russian and English)

Walker, I. (2005) ‘Between Photograph and Poem: a Study of Štyrsky and Heisler’s On the Needles of These Days’, The Papers of Surrealism [Online], 3. Available at: https://www.research.manchester.ac.uk/portal/files/63517387/surrealism_issue_3.pdf (accessed: 28 August 2022).

Walker, I. (2007) So Exotic, So Homemade: Surrealism, Englishness and Documentary Photography. Manchester and New York: Manchester University Press.

Загрузки

Опубликован

2023-08-10

Выпуск

Раздел

Academic Studies