Архивы

  • ART INNOVATION
    № 1-2 (2022)

    В номере журнала Art Innovation 01-02/2022 авторы изучают проблемы истории и методологии современного искусства и дизайна. В фокусе внимания: модернистская и военная фотография, украинский авангард, феминистская теория искусства, а также феномен асемического письма. Завершает выпуск рефлексия о детстве и старости в русской культуре на основе портфолио петербургской художницы Анастасии Криулиной.

    Выпуск открывает статья Ирины Чмыревой, посвященная фотографу Александру Слюсареву. Его творчество дано в контексте зарубежного и русского фотомодернизма 1920-х – 1970-х гг., а также экспериментов авангарда и пост-авангарда. Автор раскрывает специфику творческого метода фотографа и объясняет значение его наследия в развитии отечественной фотографии.

    Ида Шик изучает репрезентацию событий Второй мировой войны и антифашистскую позицию в фотографии 1930-х – 1940-х гг. в контексте эстетики сюрреализма. Автором анализируется сюрреалистическая «политика эроса», а также использование визуальных приемов сюрреализма и его идей в экспериментальной и документальной европейской и американской фотографии.

    Людмила Лиманская анализирует украинскую авангардную живопись на примере работ Юрия Луцкевича, Тиберея Сильваши, Юрия Егорова, Валентина Хруща, Людмилы Ястреб, Олега Недошитко и др. В статье показана их связь как с общеевропейскими модернистскими тенденциями, так и с локальными – бойчукизмом, византизмом, необарокко. Особое внимание уделено интерпретации библейских мотивов и поискам новых духовных ориентиров.

    Статья Ксении Безгиной посвящена асемическому письму. Это уникальное явление на стыке визуального творчества и литературы в искусстве последних десятилетий. Автор определяет концептуальные основы феномена и его особенности, подчеркивая открытость, равнодушие к культурным институциям и определенную маргинальность.

    В статье о Линде Нохлин Василиса Дмитриева изучает личность, наследие и методологию первооткрывательницы феминистского искусствознания. Автор привлекает критику ее наработок в трудах Гризельды Поллок, Розсики Паркер, Наоми Бруд. Статья важна для понимания феминисткой оптики в истории искусства, позволяет обратиться к ее истокам и предлагает инструменты анализа, не утратившие актуальность в современном социокультурном контексте.

    Наталья Дружинкина рассматривает дизайн кресел и стульев как визитную карточку стиля скандинавских мастеров. Автор показывает особенности интерпретации кресел и стульев в современной живописи. Бытовой предмет получает статус полноценного арт-объекта, концентрируя в себе знаковые идеи архитекторов и дизайнеров. В живописи кресла и стулья становятся предметом философского осмысления и приобретают особую «метафизическую сущность».

    Комментарий Наталии Щетининой к портфолио Анастасии Криулиной — это научный обзор серий художницы «Детство» и «Старость». Автор проводит сравнительный анализ, помещая ее творчество в исторический контекст, а также демонстрирует визуальную и концептуальную специфику ее работ.

    Завершает номер авторское портфолио Анастасии Криулиной – выпускницы Академии художеств имени Ильи Репина. Художница поднимает психолого-философские и социальные проблемы, связанные с индивидуальным и коллективным переживанием детства и старости. Она показывает, как академическое искусство может встраиваться в современный культурный дискурс через наработки фотореализма и коллажа, приемы житийной иконописи и исторической живописи.

  • Обложка_Карта_Таро_Тройка_Жезлов

    ART INNOVATION
    № 2 (2021)

    Во втором номере журнала Art Innovation (2021) авторы пишут про эзотерический сюрреализм и сверхрациональный авангард; про образ войны в искусстве и искусство, сформированное войной; про художников, которые работают вопреки государству, и художников, объединенных конфуцианским порядком. Вы прочтете об искусстве России, Китая, США и Европы. Номер демонстрирует многогранность современного искусства и разницу взглядов на художественный контекст.

    Выпуск начинается с исследования образа войны в рисунках французского художника Жан-Луи Форена. Полина Вишневская обнаружила в работах Форена ссылки на творчество Рембрандта и Гойи, обратила внимание на неоднозначное видение войны в его творчестве, а также выдвинула тезис против устоявшегося в науке представления о Форене-«пропагандисте».

    Авангард исследован с необычной точки зрения в тексте Льва Мановича и Джулиана Санли. Авторы анализируют творческий поход Алексея Гастева — революционера и поэта, который в 1920 г. основал Центральный Институт Труда, где изучалась рационализация и эффективность труда рабочих. В основе уникального метода Гастева лежит интерес не столько к математической стороне экспериментов, сколько к их визуальной части: Гастевым руководит желание изобразить идеальное движение рабочего.

    Китайское искусство впервые появляется на страницах нашего журнала. Син Ничжэнь и Вера Леонова представили детальный обзор китайских художественных союзов: централизованных, местных и заграничных. Через призму различных форм художественных организаций читатель знакомится с искусством Китая. Оно в полной мере отражает характер Поднебесной: соединяя традиционность и новаторство, так же уникально и многообразно.

    Эзотерические образы, рожденные сонным параличом, изучает Ида Шик. На примере творчества Николаса Бруно — молодого американского фотографа — автор демонстрирует, как классические образы карт Таро перерождаются в контексте современного искусства. В своей колоде карт Таро Бруно использует такие приемы языка сюрреализма, как: гротеск, черный юмор и красота, расширяющая сознание.

    В разделе ESSAYS опубликован очерк Софии Пушенковой о Науме Габо. Этот художник родом из России знаком в нашей стране лишь узкому кругу специалистов. Однако его слава — общепризнанно мировая. Автор описывает биографию скульптора и рассказывает о том, как Габо постепенно становится знаменитостью на родине.

    В REVIEWS представлен обзор Наталии Щетининой на книгу Георгия Соколова «Неофициальное искусство Ленинграда. Круг свободы». Работа охватывает период от Октябрьской революции до наших дней, раскрывая особенности языка ленинградского неофициального искусства, а также объединяющую роль Эрмитажа.

    Вытесняемая память о репрессиях, словно это дурной сон, а не культурная и историческая трагедия России — в центре обзора Елены Калашниковой на книгу фотографа Дмитрия Вышемирского. Многолетние скитания по местам бывших лагерей и документация их руин стали главной темой творчества фотохудожника.

    Art Innovation — официальный информационный партнер научной конференции, организованной Институтом теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств совместно с Государственной Третьяковской галереей. Конференция, прошедшая 13-15 декабря 2021 года, посвящена пикториализму в фотографии России. Это крупное направление появилось в конце XIX в. и долгое время оставалось в тени, хотя переживало бурное развитие на протяжении всего XX в. Основные тенденции актуальных исследований по теме представлены в тексте обзора на конференцию.

     

  • ART INNOVATION
    № 1-2 (2023)

    В номере журнала Art Innovation 01-02/2023 исследуются проблемы истории современного искусства и дизайна. В центре внимания специалистов – личные коллекции художников, история и философия моды, русская и зарубежная фотография, пацифистское искусство.

    Выпуск открывает статья Михаила Бусева, рассказывающая о собрании произведений изобразительного искусства и скульптуры Пабло Пикассо. В исследовании раскрывается проблема влияния иберийского и африканского искусства на творческое становление Пикассо в контексте его деятельности как коллекционера.

    Григорий Шамрай изучает проблему ДНК бренда на примере Модного дома Chanel.  Автором подробно анализируются его составляющие, выявляется эстетика и концепции известного бренда. Он рассматривает наиболее знаковые дизайнерские разработки Chanel и прослеживает его эволюцию от эпохи Габриэль Шанель до правления Карла Лагерфельда.

    В статье Иды Шик исследуется специфика репрезентации женских образов в творчестве американского фотографа Кларенса Джона Лафлина в контексте концепций сюрреализма, таких как чудесное, конвульсивная красота, черный юмор. Автор подчеркивает, что у фотографа женские образы приобретают символический характер и возникают в контексте рефлексии о философских и этических проблемах современности.

    Ирина Чмырева предлагает читателю сравнительный анализ творческих биографий и художественных стратегий ведущих российских фотографов-пикториалистов – Николая Андреева и Георгия Колосова, выстраивая между ними своеобразный диалог. В статье рассматриваются известные произведения мастеров пикториальной фотографии и их подходы к творчеству в культурном контексте советской эпохи.

    В статье Василины Спиридоновой исследуется проблематика пацифистского искусства на примере произведений современной российской художницы – Маяны Насыбулловой. Автор обращается к ее выставочным проектам «Не все так плохо» и «Памятник памяти» и рассматривает их в историческом и художественном дискурсе XX–XXI вв.

    Рецензия Иды Шик на книгу Ирины Чмыревой «Лексикон русской фотографии XX–XXI веков» знакомит читателя с особенностями структуры книги и авторского подхода к интерпретации материала.

    Выпуск завершают портфолио современных авторов – Никиты Пирогова и Натальи Дружинкиной. Серия фотографии Никиты Пирогова «Слезы моей матери» представляет собой рефлексию о военных конфликтах и их последствиях сквозь призму буддисткой философии. В портфолио Натальи Дружинкиной представлены работы автора в различных техниках и жанрах – от классической масляной живописи до инсталляции, от цветочных натюрмортов до абстрактных композиций. Объединяющей для них становится тема диалога между современностью и наследием мировой культуры.

  • ART INNOVATION
    № 1 (2021)

    Первый номер Art Innovation охватывает большое разнообразие тем мирового искусства последних 100 лет.

    Выпуск открывается статьей Анатолия Рыкова о творчестве Сальвадора Дали. Автор демонстрирует, как художник осуществляет деконструкцию искусства старых мастеров, проявляя скрытые аспекты их творчества. Исследование раскрывает непривычного Дали — как критическую фигуру в истории искусства.

    Модернистский мужской взгляд на женское тело в фотографии сюрреализма демонтирует Ида Шик. На примере совместной работы Поля Элюара и Ман Рэя показано, как создается фетишизированный образ идеальной женщины-музы, женщины-удовольствия.

    Искусство модернизма сменяют пограничные течения. Так, в статье Марии Шрамовой описана эстетика «Нового брутализма», сформированная художниками «Независимой группы» под влиянием фотографии. Речь идет о концепции «as found», нацеленной на выявление сходства несвязанных между собой предметов.

    Вопросы британского постмодерна и современного искусства России освещены в статье Наталии Щетининой. Автор описывает, как современные художники Дэмьен Хёрст и Валерия Абендрот развенчивают мифы о медицине, будь то утопический проект бессмертия или пугающий образ операционной.

    Раздел академических исследований завершает материал Елизаветы Рубанцевой. В нем впервые представлен подробный анализ того, как четыре крупнейших музея России организуют региональные проекты. Речь идет о музеях: Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственный Русский музей.

    Проблему феминистического дискурса поднимает Георгий Соколов в своей рецензии на книгу Олеси Авраменко «Гендер в советском неофициальном искусстве». Автор рецензии дает подробную характеристику книги, рассказывая о ее сильных и слабых сторонах.

    В первом номере мы представляем рубрику «Artist’s Vision». В ней художники делятся своими проектами и творческими стратегиями. Так, бразильский фотограф и куратор Том Лисбоа рассказывает о влиянии, оказанном на него художницей Розанжелой Ренно. Вдохновляясь ее искусством, он демонстрирует, как фотография и монтажные техники позволяют взломать код повседневности и реализовать философский потенциал любой вещи. Вплоть до игрушечного фотоаппарата.

    Итог первому номеру Art Innovation подводит статья итальянского художника Марко Валдиса. В своих фотографиях он вскрывает неуловимые, но прочные связи между людьми, объясняя их сходство квантовой запутанностью. Фотопроект «Entangled» выводит традицию научного подхода в искусстве на новый уровень — уровень, где соединяется квантовая физика и творческое мышление.