«СИМВОЛИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ»: ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КЛАРЕНСА ДЖОНА ЛАФЛИНА

Авторы

  • Ида Шик Российский государственный гуманитарный университет

Ключевые слова:

Сюрреализм; американская фотография; Кларенс Джон Лафлин; женские образы; архетипы; Анима.

Аннотация

В статье исследуется специфика интерпретации женских образов  в творчестве американского фотографа К. Д. Лафлина, создавшего оригинальную версию фотосюрреализма. В творчестве мастера женщина принимает образы смерти, войны, безумия, призрака прошлого, Ундины, Ламии, опасной возлюбленной, манекена, оживающей статуи. Все они так или иначе варьируют архетип Анимы в его разрушительных аспектах. Автор показывает, что при интерпретации женских образов фотограф актуализирует такие сюрреалистические концепции, как чудесное, жуткое, принцип парадоксальных сопоставлений, черный юмор. Автор приходит к выводу, что, в отличие от европейских фотографов-сюрреалистов, Лафлин при обращении к женским образам заинтересован в первую очередь в их символической трактовке, применяемой для анализа ключевых проблем человеческой психики и событий современной истории.

Биография автора

Ида Шик, Российский государственный гуманитарный университет

кандидат искусствоведения, доцент

Библиографические ссылки

Breton, A. (1969) Manifestos of Surrealism. Ann Arbor: University of Michigan Press.

Fijalkowski, K., Richardson, M., Walker, I. (2013) Surrealism and Photography in Chehoslovakia. On the Needles of Days. Farnham: Ashgate Publishing Ltd.

Foster, H. (1993) Compulsive Beauty. Cambridge: The MIT Press.

Jung, C. G., von Franz, M.-L. et al. (2016) Chelovek i ego symvoly [Man and His Symbols]. Moscow: Medkov S. B. Publ.; Serebrianye niti Publ. (In Russian)

Kachur, L. (2008) ‘Clarence John Laughlin, The Regionalist Surrealist’, Journal of Surrealism and the Americas, 2(2), p. 209-226.

Laughlin, C. J. (1957) ‘The Camera’s Methods of Approaching Reality’, College Art Journal, 16(4), p. 297-306.

Laughlin, C. J. (1973) The Personal Eye. Millerton (New York): Aperture.

Mahon, A. (2005) Surrealism and the Politics of Eros 1938–1968. New York: Thames & Hudson.

Marien, M. W. (2002) Photography: a Cultural History. London: Laurence King Publishing.

Meek, A. J. (2007) Clarence John Laughlin: Prophet without Honor. Jackson: UP of Mississippi.

Shik, I. A. (2017) ‘Aesthetics of Decay in Surrealist Photography’, Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice], 3(1), p. 201-205. (in Russian)

Загрузки

Опубликован

2024-02-23

Выпуск

Раздел

Academic Studies