ТЕКСТ ВМЕСТО ЯЗЫКА: АСЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО В ИСКУССТВЕ 1990-Х – 2010-Х ГОДОВ

Авторы

  • Ксения Безгина Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова:

Асемическое письмо; нечитаемые тексты; маргинальное искусство; современное искусство; неязыковая коммуникация.

Аннотация

В статье рассматривается малоизвестное явление в искусстве последних десятилетий, находящееся на границе литературного и визуального творчества — «асемическое письмо». Оно относится к одному из тех направлений, которые развиваются на периферии художественной жизни и зачастую игнорируются в искусствоведческих исследованиях. Авторы, создающие асемические работы, стремятся «стереть» язык и найти новые способы нелингвистической коммуникации. Их творчество должно быть радикально открытым для интерпретации, но при этом использовать форму письма и отсылать к его правилам. Работы представителей этого направления наиболее близки к экспериментам леттристов — художников французского авангардного движения середины XX в. В 1990-е гг. Тим Гейз и Джим Лефтвич основали течение «асемического письма», к которому присоединились авторы из разных точек мира: десятки или даже сотни человек (подсчитать их точное количество не представляется возможным в силу специфики самого явления). Статья ориентирована на исследование концептуальных основ асемического письма и лишь в незначительной мере использует метод формального искусствоведческого анализа работ. Асемическое письмо рассматривается как интермедиальное искусство, которое постепенно перешло из области словесного в область исключительно изобразительного. В статье затрагиваются такие особенности этого течения как: открытость для мирового сообщества, равнодушие к культурным институтам, ориентация на распространение в Интернет-среде, маргинальность и художественная неоднозначность, демонстративный отказ от профессионализма, акционистская направленность самого феномена, стремление асемических авторов трансформировать реальность в сторону меньшей насильственности.

Биография автора

Ксения Безгина, Санкт-Петербургский государственный университет

студентка магистратуры

Библиографические ссылки

Anthrolethargy: an art and theory blog (2016) The Indeterminacy of Meaning: Asemic Writing and (non) Sens [Online]. Available at: https://anthrolethargyajournal.wordpress.com/2016/06/22/the-indeterminacy-of-meaning-asemic-writing-and-non-sens/ (accessed: 19 July 22).

Asemic magazine (no date) Asemic [Online]. Available at: http://www.asemic.net/ (accessed: 19 July 22).

Basin, E. Ia. (1999) Iskusstvo i kommunikatciia (ocherki iz istorii filosofsko-esteticheskoi mysli) [Art and Communication (Essays from the History of Philosophical and Aesthetic Thought)]. Moscow: MONFPubl. (in Russian)

Foster, H., Krauss, R., Bois, Y.-A., Buchloh, D., Joselit, D. (2005) Art Since 1900 : Modernism, Antimodernismm Postmodernism. London: Thames & Hudson.

Gaze, T. (2009) ‘Hypotheses’, Slova [The words], 6, p. 64. (in Russian)

Hofmann, W. (2002) Die Grundlagen der modernen Kunst. Eine Einführung in ihre symbolischen Formen. Stuttgart: Kroener Alfred GmbH + Co (in German)

Jacobson, M., Gaze, T. (2013) An Anthology of Asemic Handwriting. NY: Punctum books.

Kolomietc, G. G. (2013) ‘One Hundred Scenes of Writing (review of Tim Geise's 100 Scenes)’, Slova [The words], 12, p. 60-61. (in Russian)

Kolomietc, G. G., Shiro, D. (2009) ‘Anarcheology: An Interview with David Shiro’, Slova [The words], 7, p. 6-8. (in Russian)

Lingvisticheskii entciklopedicheskii slovar [Linguistic Encyclopedic Dictionary] (1990) Moscow:Soviet Encyclopedia Publ. (in Russian)

Prokhorova, L. P., Anikeeva, E. S. (2008) ‘Visual poetry as a special genre’, Vestnik KemGU [Bulletin of the Kemerovo State University], 2, p. 169-174. (in Russian)

Samigulina, E. A. (2015) ‘To the question of the nature of asemic writing’, Repozitorii BGPU: sb. rabot molodykh uchenykh [Repository of the Belarusian State Pedagogical University: a collection of works by young scientists]. Available at: URL: https://elib.bspu.by/handle/doc/6039 (accessed: 19 July 22). (in Russian)

Schwenger, P. (2019) Asemic: The Art of Writing. Minneapolis: University of Minnesota Press.

Slova magazine website (2014) Interview with Michael Jacobson [Online]. Available at: http://slova.name/blog/interviu-s-mayklom-dzheykobsonom.html (accessed: 19 July 22). (in Russian)

Verina, U. Iu. (2018) ‘Marginality of the asemic writing: between the graphic and poetry, language and sense, art and politics’, Uralskii filologicheskii vestnik. Seriia: Russkaia literatura XX-XXI vekov: napravleniia i techeniia [Ural Philological Bulletin. Series: Russian Literature of the 20th-21st Centuries: Directions and Currents], 3, p. 105-113. (in Russian)

Winston, C. N., Mogrelia, N., Maher, H. (2016) ‘The Therapeutic Value of Asemic Writing: A Qualitative Exploration’, Journal of Creativity in Mental Health, 11 (2), p. 142-156.

Загрузки

Опубликован

2023-08-10

Выпуск

Раздел

Academic Studies