НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УКРАИНСКОЙ АВАНГАРДНОЙ ЖИВОПИСИ ХХ В.

Авторы

  • Людмила Лиманская Российский государственный гуманитарный университет

Ключевые слова:

Украинский авангард; хронореализм; цвет; ощущение; абстактный экпрессионизм; византизм; бойчукизм; библейские мотивы; необарокко; постмодернизм.

Аннотация

Проблематика статьи заключается в обзоре традиций авангардного искусства в украинской живописи ХХ в. Время доказывает, что художественный образ менталитета народа на переломных этапах его истории отчасти является не только точным индикатором непосредственного состояния общества, которое его произвело, но и демонстрацией его генетической памяти и креативных потенций в будущем. Такие этапы способствовали как развитию украинского изобразительного искусства, подталкивая его к поиску новых образно-пластических решений, так и обострению исследовательского интереса в искусствоведческой среде к новаторским авангардным течениям. Автор статьи представляет комплексный анализ феномена украинского авангардного искусства на основе системного анализа. В статье рассмотрены теоретические концепции и работы Юрия Луцкевича, Тиберея Сильваши, Юрия Егорова, Валентина Хруща, Людмилы Ястреб, Олега Недошитко и др. Автор показывает, что в украинской живописи ХХ в. актуализируются традиции абстрактного эспрессионизма, необарокко, византизма, авангарда начала XX в. и послевоенного модернизма, а также предлагается современная интерпретация библейских мотивов. В итоге можно заключить, что в рамках украинского авангарда развивается поиск ментальных ценностей от новых религиозно духоdных идеалов до их деконструкции в искусстве трансавангарда 1990-х гг. Художники стремятся переосмыслить идеалы прошлого, иронически их интерпретировать, открыть новые ценностные смыслы в настоящем.

Биография автора

Людмила Лиманская, Российский государственный гуманитарный университет

доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой теории и истории искусства

Библиографические ссылки

Egorov, Iu. et al. (1999) “Mamai”. Katalog vystavki k 4-go Vsemirnogo kongressa ukrainistov [“Mamai”. Exhibition catalog for the 4th World Congress of Ukrainianists]. Odessa: Khudozhestvennyi muzei Publ. (in Russian)

Limanskaya, L. Yu. (2012) ‘Historical Memory of Place and Time: Odessa School of Painting between Classical Avant-Garde, Non-Conformism, and Transavant-Garde’, Kul’tura i iskusstvo [Art and Culture], 6, p. 84-93. (in Russian)

Limanskaya, L. Yu. (2012) ‘South Ukrainian Painting of the Second Half of the 20th Century between Non-Conformism and Transavant-Garde’, Chelovek i kul’tura [Man and Culture], 2, p. 177-196. DOI: 10.7256/2306-1618.2012.2.238 Nedoshitko, O. (2010) Versii i assotsiatsii. Katalog vystavki [Versions and Associations. Exhibition catalogue]. Odessa. (in Russian)

Sil’vashi, T., Balashova, O. (2017) ‘The Baroque Myth, the Myth of Socialist Realism, and the Work of Young Artists were United by the Narrative Function of the Painting’, Korydor [Online]. Available at: http://www.korydor.in.ua/ua/voices/tiberiy-silvashi-sednev.htmlhttp://www.korydor.in.ua/ua/voices/tiberiy-silvashi-sednev.html (accessed: 11 June 2022). (in Russian)

Sil’vashi, T., Kalita, N. (2019) ‘Least of All the Younger Generation is Like the “Offended”’, YourArt [Online]. Available at: https://supportyourart.com/conversations/silvashi/ (accessed: 11 June 2022). (in Russian)

Загрузки

Опубликован

2023-08-10

Выпуск

Раздел

Academic Studies