Дали. Анимация мертвых образов

Авторы

  • Анатолий Рыков Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-5799-3010

Ключевые слова:

Сальвадор Дали; Жан-Антуан Гудон; Вольтер; деконструкция; современное искусство; классическое искусство.

Аннотация

Статья посвящена проблеме деконструкции в творчестве Сальвадора Дали. Деконструктивистские стратегии в произведениях испанского художника рассматриваются в контексте аналогичных явлений в западноевропейском искусстве ХVI–ХVIII вв. В фокусе исследования оказывается работа мастера «Рынок рабов с исчезающим бюстом Вольтера» (1940) и сравнительная характеристика художественных стратегий Сальвадора Дали и Жан-Антуана Гудона. Автор приходит к выводу, что проекты Дали во многом преследовали исследовательские, искусствоведческие цели и способствовали формированию новой концепции классического искусства. Испанский художник создал критическую интерпретацию проблемы классики, во многом предвосхитившую современные подходы к данному вопросу. Проблемы конвергенции классического и современного искусства, а также авангарда и постмодернизма, затронутые Дали, позволяют увидеть в новом свете и саму теорию деконструкции.

Биография автора

Анатолий Рыков, Санкт-Петербургский государственный университет

доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор

Библиографические ссылки

Ippolitov, A. V. (comp.) (2004) Parmidzhanino v vekakh i iskusstvakh. Katalog vystavki [Parmigianino in the Centuries and the Arts. Exhibition catalog]. St. Petersburg: The State Hermitage Museum Publ. (in Russian)

Rykov, A. V. (2020) ‘Alessandro Magnasco and T. Adorno’s Theory of Modernism’, Manuskript [Manuscript], 13 (2), p. 208–212. Available at: https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.2.39 (Accessed: 2 July 2021). (in Russian)

Rykov, A. V. (2020) ‘William Hogarth, Frederick Antal and Deconstruction’, in Zakharova, A. V., Maltseva, S. V., Staniukovich-Denisova, E. Iu. (eds.). Aktual’nye problemy teorii i istorii iskusstva [Actual Problems of Theory and History of Art], 10. St. Petersburg: NP-Print Publ., p. 169–175. Available at: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-4-53 (Accessed: 2 July 2021). (in Russian)

Stepanov, A. V. (2007) Iskusstvo epokhi Vozrozhdeniia. Italiia. 16 vek [Art of the Renaissance. Italy. The Sixteenth Century]. St. Petersburg: Azbuka-klassika Publ.

Lodermeyer, P. (2005) ‘Rokoko und Postmoderne. Eine Interpretation von Jeff Koons’ Spiegelobjekt „Christ and the Lamb“ (1988) mit einem Exkurs zu „Rabbit“ (1986)’, Wallraf-Richartz-Jahrbuch, 66, S. 191–220. (in German)

Загрузки

Опубликован

2021-08-26

Выпуск

Раздел

Academic Studies