Из поэтов в инженеры. Малоизвестный русский авангард

Авторы

  • Джулиан Санли Школа славянских и восточноевропейских исследований Лондонского университетского колледжа
  • Лев Манович Городской университет Нью-Йорка

Ключевые слова:

Русский авангард; поэзия; Алексей Гастев; визуальная коммуникация; модернизм; научная организация труда.

Аннотация

В центре исследования находится Алексей Гастев (1882–1939) — уникальная фигура культуры авангарда XX в. В 1910–1930-х гг. многих авангардистов вдохновляли индустриальные машины и здания. Героем того времени был инженер. Архитекторы, дизайнеры, режиссеры и поэты применяли в своих сферах принципы эффективности и экономичности. Они сформулировали подходящий для новой промышленной революции язык дизайна, искусства и бытовых вещей. Как правило, влияние было односторонним — мир машин, идеалы инженерии и новейшие научные исследования вдохновляли искусство и дизайн. Авторы статьи показали уникальность Гастева, поскольку он был единственным, кто пошел в противоположном направлении. Вместо того, чтобы применять рабочие методы и принципы в искусстве или дизайне, он оставил искусство (поэзию), чтобы стать директором института, целью которого была рационализация труда рабочих на общегосударственном уровне. Авторы делают вывод, что это была не просто смена интересов, от искусства к производству, а синтез постреволюционного художественного авангарда и идей и методов научной организации труда. Основным источником исследования стала выставка «Гастев. Как надо работать» (2019) в московской галерее «На Шаболовке» (куратор Александра Селиванова).

Биографии авторов

Джулиан Санли, Школа славянских и восточноевропейских исследований Лондонского университетского колледжа

бакалавр 

Лев Манович, Городской университет Нью-Йорка

PhD in Visual and Cultural Studies, ведущий профессор, директор Лаборатории культурной аналитики

Библиографические ссылки

Bailes, K. E. (1977) ‘Alexei Gastev and the Soviet Controversy over Taylorism 1918–1924’, Soviet Studies, 29(3), p. 373–394. Available at: https://monoskop.org/images/1/1c/Bailes_Kendall_A_1977_Alexei_Gastev_and_the_Soviet_Controversy_over_Taylorism_1918-1924.pdf (Accessed: 1 November 2021).

Byzov, L. (2015) My Grandfather Leonty Byzov. A Scientific Autobiography [Online]. Proza.ru, 8 August. Available at: https://proza.ru/2015/08/04/80 (Accessed 16 December 2021). (in Russian)

Gastev, A. (1972) Kak nado rabotat’: prakticheskoe vvedenie v nauku organizatsii truda [How to Work: a Practical Introduction to the Science of Labour Management]. Moscow: Ekonomika Publ. Available at: https://ruslit.traumlibrary.net/book/gastev-kak-nado-rabotat/gastev-kak-nado-rabotat.html (Accessed: 1 November 2021). (in Russian)

Gerovitch, S. (2002) ‘Love-Hate for Man-Machine Metaphors in Soviet Physiology’, Science in Context, 15(2), p. 339–374. Available at: https://www.researchgate.net/profile/Slava_Gerovitch/publication/11004686_Love-Hate_for_Man-Machine_Metaphors_in_Soviet_Physiology_From_Pavlov_to_Physiological_Cybernetics/links/5435e0cd0cf2dc341db2d33e.pdf (Accessed: 1 November 2021).

Hellebust, R. (1997) ‘Aleksei Gastev and the Metallization of the Revolutionary Body’, Slavic Review, 56(3), p. 500–518. Available at: https://doi.org/10.2307/2500927 (Accessed: 1 November 2021).

Johansson, K. (1983) Aleksej Gastev: Proletarian Bard of the Machine Age. Stockholm: Almqvist & Wiksell International. Available at: https://monoskop.org/images/9/91/Johansson_Kurt_Aleksej_Gastev_Proletarian_Bard_of_the_Machine_Age.pdf (Accessed: 1 November 2021).

Selivanova, A. (2019) Gastev: How to Work [Online]. Na Shabolovke Gallery, Moscow. 4 September–24 November 2019. Available at: https://www.nashabolovke-gallery.com/gastev-how-to-work-en (Accessed: 1 November 2021).

Shvetsova, L. K. (1993) ‘Aleksei Gastev’, in Gasparov, M. L. and Koretskaia, I. V. (eds.) Russkaia poeziia “Serebrianogo veka”, 1890–1917: Antologiia [Russian Poetry of the Silver Age]. Moscow: Nauka Publ., p. 649–650. Available at: https://rvb.ru/20vek/silver-age/1910-e/11/118-aleksei-gastev.html (Accessed: 1 November 2021). (in Russian)

Sirotkina, I. (2018) ‘Movement Culture as an Epistemic Object’, Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review], 6, p. 12–24. Available at: https://www.academia.edu/38180908/_ДВИГАТЕЛЬНАЯ_КУЛЬТУРА_КАК_ОБЪЕКТ_НАУКИ (Accessed: 1 November 2021). (in Russian)

Sirotkina, I. (2011) ‘The Art and Science of Movement in France and Russia’, in Barbara, J.-G., Dupont, J.-C., Sirotkina, I. (eds.) History of the Neurosciences in France and Russia: From Charcot and Sechenov to IBRO, p. 185–195. Paris: Hermann. Available at: https://www.academia.edu/24235649/The_art_and_science_of_movement_in_France_and_Russia (Accessed: 1 November 2021).

Smirnov, A. (2013) Sound in Z: Experiments in Sound and Electronic Music in Early 20th Century Russia. London: Koenig. Available at: http://asmir.info/soundz/Sound_in_Z.pdf (Accessed: 1 November 2021).

Wolfe, R. (2011) ‘The Ultra-Taylorist Soviet Utopianism of Aleksei Gastev’, The Charnel-House, 7 December [Online]. Available at: https://thecharnelhouse.org/2011/12/07/the-ultra-taylorist-soviet-utopianism-of-aleksei-gastev-including-gastevs-landmark-book-how-to-workкак-надо-работать/ (Accessed: 1 November 2021).

Zavedeeva, I. (2016) ‘Socialist Realism and Socialist Realist Romanticism’, Art in Translation, 8(2), p. 259–277. Available at: https://doi.org/10.1080/17561310.2016.1216058 (Accessed: 1 November 2021).

Cover_Tolkachev_portrait_Gastev

Опубликован

2022-05-05

Выпуск

Раздел

Academic Studies