Союзы китайских художников в XXI веке и их место в пространстве современного искусства
Ключевые слова:
Искусство Китая; союзы художников Китая; творческие объединения; гохуа; современное искусствоАннотация
На фоне возросшей активности, которую демонстрирует творческое сообщество Китая последние десятилетия, стало заметно расширение географии творческих объединений (союзов, ассоциаций) китайских художников, увеличение числа участников, видов искусства и направлений, в которых работают мастера. Характерной чертой феномена творческих союзов является их амбивалентное положение: с одной стороны, состояние союзов зависит от общих тенденций творческой среды, с другой — определяет ключевые процессы художественной жизни региона. Названная особенность творческих объединений вкупе с ростом значения китайской культуры в мире обусловливает важность изучения темы союзов китайских художников с позиций искусствоведения, а также необходимость систематизации выявленных форм союзов китайских художников и осмысления их деятельности. Цель настоящей статьи — представить панорамную картину современного состояния творческих союзов китайских художников внутри Китая и за рубежом; осветить тенденции китайской художественной среды через изучение деятельности союзов. Актуальность исследования определена тем, что тема союзов китайских художников еще не была освещена за пределами Китая, несмотря на стабильный интерес к китайскому искусству. В настоящей статье сформулированы основные классификационные признаки объединений китайских художников, в соответствии с которыми приведены примеры. На основе анализа уставных документов и отчетов о деятельности объединений, научной литературы, публикаций СМИ на китайском языке дана характеристика роли творческих объединений. Было выявлено, что творческие союзы решают несколько задач: они являются связующим звеном между творцами и зрителями, организуют пространство для личностного роста, способствуют формированию профессионального сообщества (в том числе за пределами страны), продвижению китайского искусства, стимулируют интерес к культуре других стран. Вместе с тем, формально-стилистический анализ творчества членов союзов показывает, что в поле интереса китайских художников находится как традиционное китайское искусство, так и западное — классическое и современное.
Библиографические ссылки
Artnet: Yang Yi (2019) CCART: Yang Yi [Online]. Available at: http://www.ccartd.com/artistData/detail/Y/4929.html (Accessed: 16 October 2020). (in Chinese)
Cao, F. (2014) Research on the Development of Fine Arts Associations in Mainland China (1978–2013). Beijing: Central Academy of Fine Arts Publ. (in Chinese)
Chen, J., Peng, H. (2011) The Age of Mass Organizations. Beijing: China Economic Publishing House Publ. (in Chinese)
China Artists Association (2021) China Artists Association [Online]. Available at: http://www.caanet.org.cn (Accessed: 29 September 2021). (in Chinese)
China Hong Kong Artists Association (2021) China HK Artists Association [Online]. Available at: http://www.hkmx.org (Accessed: 24 September 2021). (in Chinese)
China Young Artists Association (2020) [Online] Available at: http://www.acya.org.cn (Accessed: 30 October 2020). (in Chinese)
Dal Lago, F. (2014) ‘The “Global” Contemporary Art Canon and the Case of China’, ARTMargins, 3(3), p. 77–97.
Debevoise, J. (2014) Between State and Market: Chinese Contemporary Art in the Post-Mao Era. Leiden, Boston: Brill.
Guójì měishùjiā xiéhuì [International Artists Association] (2020) The World Association of Chinese Artists [Online], Available at: http://www.wacaorg.com (Accessed: 25 December 2020). (in Chinese)
Hong Kong Artists Association (2020) Hong Kong Artists Association [Online]. Available at: http://xgmx.org (Accessed: 11 July 2019). (in Chinese)
John-Steiner, V. (2000) Creative Collaboration. New York: Oxford University Press.
Konstantinova, M. A. (2007) ‘Forming of Public Organizations in the PRC: Theoretical Aspect’, Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Herzen University Journal of Humanities & Sciences], 17(43), p. 168–171. (in Russian)
Qiao, Z. (2009) ‘On the Status and Function of Modern Painting Societies in the History of Sino-Foreign Art Exchanges’, Nánjīng yìshù xuéyuàn bào měishù yǔ shèjì bǎn [Nanjing University of the Arts News Art and Design Edition], 04, p. 72–75. (in Chinese)
Russian Chinese Artists Association (2013) Russian Chinese Artists Association [Online]. Available at: https://wapbaike.baidu.com/item/俄罗斯华人艺术家协会 (Accessed: 20 March 2018). (in Chinese)
Shi-lian, S. (2014) ‘Chinese Cultural Policy and the Cultural Industries’, City Culture and Society, 5(3), p. 115–121.
Sin, N. (2018) ‘Association of Chinese Artists' Geography of Distribution Abroad’, Universitetskii nauchnyi zhurnal [Humanities and Science University Journal], 36, p. 178–184. (in Russian)
Sin, N. (2019a) ‘Zhongguo Nyuhuajia Sehui Association of Chinese Women Artists’, Iskusstvoznanie i pedagogika. Dialektika vzaimosviazi i vzaimodeistviia [Art and Pedagogy. Dialectics of Interconnection and Interaction], VII, p. 170–175. (in Russian)
Sin, N. (2019b) ‘Artistic Associations of the PRC in the 20th Century’, Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal [International Research Journal], 11(89), Part 2, November, p. 109–113. (in Russian)
World Association of Chinese Artists (2021) The World Association of Chinese Artists [Online]. Available at: http://www.wacaorg.com (Accessed: 25 December 2020). (in Chinese)
World Chinese Artist Association (2021) World Chinese Artist Association [Online]. Available at: http://www.wcuga.com/Artist.html (Accessed: 29 September 2021). (in Chinese)
Yu, D. (2007) The Cultural Cause of the Rise of Modern Painting Societies. Beijing: Fine Arts Research Publ. (in Chinese)