«Параллели жизни и искусства»: влияние фотографии на эстетику «Нового брутализма»

Авторы

  • Мария Шрамова Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова:

Новый брутализм; Независимая группа; Райнер Бэнем; Найджел Хендерсон; искусство фотографии.

Аннотация

Статья посвящена влиянию фотографии на формирование эстетики «Нового брутализма» на материале первой выставки «Независимой группы» — «Параллели жизни и искусства» (1953). Автор анализирует концептуальные основы выставки — идеи «воображаемого музея» Андре Мальро и «нового видения» Ласло Мохой-Надя. Фотография оказывается ключевым медиумом как для этих текстов, так и для программной категории «Нового брутализма» — As found. Обращаясь к фотографии, художники «Независимой группы» пытались выявить «реальность, которая скрывается за внешним видом». Фотография для послевоенного искусства стала областью критики антропоцентризма и рефлексии об идеологии и культуре, скомпрометированных Второй мировой войной. Приход фотографии обозначал «власть природы изображать себя самостоятельно», вне «человеческого взгляда». Различные формы фотофиксации, используемые в выставке, пытались раскрыть взаимосвязи «структур» и «поверхностей» фотографируемых объектов, которые не могут быть выявлены с помощью «обычного видения» человека. «Фотографическое», как заметил Андре Мальро, дало возможность объединения этих объектов, находя в них «Параллели жизни и искусства».  Обобщая критические заметки современников о выставке, а также обращаясь к классическим текстам по теории фотографии и осмыслению метода «Нового брутализма» Хэла Фостера, бриколажу, автор делает вывод о том, что «фотографическое» стало одной из главных метафор «Нового брутализма».

Биография автора

Мария Шрамова, Санкт-Петербургский государственный университет

искусствовед, студент

Библиографические ссылки

Andreeva, E. (2011) Vse i nichto. Simvolicheskie figury v iskusstve vtoroi poloviny 20 veka [Everything and Nothing. Symbolical Figures in the Art of the Second Part of the 20th Century]. 2rd edition. St. Petersburg: Ivan Limbakh Publ. (in Russian)

Balash, A. N. (2017) ‘Silent Voices by Andre Malraux and the Problem of the Authenticity of a Work of Art’, Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul’turologiia i iskusstvovedenie [Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History], 26, p. 19–32. DOI: 10.17223/22220836/26/3 (in Russian)

Banham, R. (1953) ‘Parallels of Life and Art’, Architectural Review, 14, p. 259–261.

Banham, R. (1955) ‘The New Brutalism’, Architectural Review [Online]. Available at: https://www.architectural-review.com/archive/the-new-brutalism-by-reyner-banham (Accessed: 27 February 2021).

Barthes, R. (1964) ‘Rhétorique de l’image’, Communications, 4, p. 40–51. (in French)

Deleuze, G. (2003) Francis Bacon: The Logic of Sensation. London, New York: Continuum.

Foster, H. (2011) ‘Savage Minds (A Note on Brutalist Bricolage)’, October, 136, p. 182–191.

Haworth-Booth, М. (1988) ‘Where We’ve Come From: Aspects of Postwar British Photography’, Aperture, 113, p. 2–9.

Kitnick, A. (2011) ‘Brutalism of Art And Life’, October, 136, p. 63–86.

Krauss, R. (1990) Le Photographique: Pour une théorie des écarts. Paris: Macula. (in French)

Levi-Strauss, K. (1966) The Savage Mind. London: Weidenfeld and Nicolson.

Lichtenstein, C., Schregenberger, T. (2001) As Found: The Discovery of The Ordinary. British Architecture and Art of the 1950s. London: Lars Müller Publishers.

Malraux, A. (1996) Le Musée imaginaire. Paris: Gallimard Folio Essais. (in French)

Massey, A. (1995) The Independent Group: Modernism and Mass Culture in Britain, 1945–59. New-York: Manchester University Press.

Moholy-Nagy, L. (1947) Vision in Motion, Chicago: P. Theobald.

Sadger, A. (2008) Study on Parallel Art and Life [Online]. Tate Gallery. Available at: https://www.tate.org.uk/art/artworks/henderson-paolozzi-untitled-study-for-parallel-of-life-and-art-t12444 (Accessed: 27 February 2021).

Sontag, S. (2001) On Photography. New York: Picador.

Vasil’eva, E. V. (2016) ‘The Idea of the Sign and the Principle of Exchange in the Field of Photography and the Language System’, Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Iskusstvovedenie [Vestnik of Saint Petersburg University. Arts], 1, p. 4–33. (in Russian)

Walsh, V. (2013) ‘Reordering and Redistributing the Visual: The Expanded ‘Field’ of Pattern-making in Parallel of Art and Life and Hammer Prints’, Journal of Visual Culture, 12 (2), p. 223–244.

Walsh, V., Zimmerman, C. (2016), ‘New Brutalist Image 1949–55: ‘Atlas to a New World’ or, ‘Trying to Look at Things Today’, British Art Studies, 4 [Online]. DOI: 10.17658/issn.2058-5462/issue-04/vwalsh-czimmerman/p13 (Accessed: 27 February 2021)

Загрузки

Опубликован

2021-08-26

Выпуск

Раздел

Academic Studies