ФОТОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА СЛЮСАРЕВА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ФОТОГРАФИИ МОДЕРНИЗМА. 1920–1970-Е ГОДЫ

Авторы

  • Ирина Чмырева Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств

Ключевые слова:

Мировая современная фотография; Александр Слюсарев; модернизм; арт-фотография; художественная практика; творческий метод.

Аннотация

Статья рассматривает творчество одного из крупнейших мастеров модернистской фотографии в России Александра Александровича Слюсарева (1944–2010) в контексте мировой фотографии ХХ в. Проводятся сопоставления творческого метода российского автора с практиками художников-фотографов стран Европы, Америки. Проводится сравнение работ Слюсарева с произведениями и целыми периодами творчества таких близких ему по стилистике авторов, как Альфред Стиглиц, Гарри Каллахан, Уильям Эгглестон, Кристер Стрёмхольм. Для уточнения границ явления творчества Слюсарева проводится сравнение его с концепциями модернистской и постмодернистской фотографии таких авторов, как Анри Картье-Брессон, Роберт Мэпплеторп. В тексте фигура художника-фотографа Слюсарева сконструирована как константа, грани которой сопоставляются с направлениями и личностями в истории искусства на протяжении модернистского периода развития. Среди русских авторов, чье творчество находилось в диалоге и под влиянием слюсаревского таланта, упоминаются Сергей Чиликов, Андрей Безукладников и другие. Рассматривается влияние Слюсарева на современную ему фотографию в Советском Союзе и в России 1990-х. Важное место в тексте занимает сопоставление в модернистской традиции фотографии и живописи как равных видов искусства, имеющих каждый свою специфику, но не уступающих друг другу в силе выразительности; проводится сравнение поисков Слюсарева в оптическом искусстве с живописными экспериментами Пита Мондиана, Джорджо Моранди, Владимира Вейсберга и других. Также на примере творчества Слюсарева рассматривается проблема эволюции модернистской арт-фотографии в советский и постсоветский период.

Биография автора

Ирина Чмырева, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств

кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник

Библиографические ссылки

Alexander Sliussarev. Offical web-site (no date) [Online]. Available at: http://www.sliussarev.com/ (accessed: 07 November 2022).

Baskakov, A., Parlaškevič, N., Semenov, A. (comps.) (1989) Un giorno una vita. Nuova fotografia sovietica. Glasnost e fotografia. Milan: Idea Books. (in Italian)

Baskakov, A. (comp.), Stignev, V. (1990) Fototvorchestvo Rossii: istoriia, razvitie I sovremennoe sostoyanie fotoliubitel’stva. K 150-letiiu fotografii [Photographic Creativity in Russia: History, Development, and Contemporary Situation in Amateur Photography, on the Occasion of 150th Anniversary of Photography]. Moscow: Planeta Publ. (in Russian)

Bendavid-Val, L. (1991) Changing Reality: Recent Soviet Photography (in English). Exhibition catalogue. Washington, D.C.: Starwood, with the Corcoran Gallery of Art and Art Services International.

Berezner, E. (ed.) (1994) Iskusstvo sovremennoi fotografii: Rossiya. Ukraina. Belarus’ [Art of Contemporary Photography: Russia, Ukraine, and Belarus]. Exhibition catalogue. Moscow: Autopan Publ. (in English and Russian)

Chilikov, S. (ed.) (2020) Artseg. Vladelets veshchi, ili Ontologiya sub’ektivnosti [Artseg: The Owner of a Thing, or The Ontology of Subjectivity]. Vol. 1. Kundysh. (in Russian)

Chmyreva, I. (2011) ‘Photography and Cinema: Translation without Difficulties’, Iskusstvo [Art] [Online], 4-5. Available at: https://iskusstvo-info.ru/fotografiya-i-kino-perevod-bez-trudnostej/ (accessed: 28 September 2022). (in Russian)

Chmyreva, I. Yu. (2016) Ocherki po istorii rossiyskoy fotografii [Essays on the History of Russian Photography]. Moscow: Indrik Publ. (in Russian)

Chudakov, G. et al. (1985) Foto/Photo: Images by Soviet Photo Masters and Photo Amateurs from the All-Union Exhibition “Camera Lens and Life”. Moscow: Planeta Publ. (in Russian)

Dudchenko, V., Kijan, D. (2011) Sergej Chilikov: Ausgewählte Werke 1978. Bern: Benteli. (in German)

Eskola, T., Eerikainen, H. (1988) Toisinnakiat. Helsinki: SN-Kirjiat Publishing. (in Finnish)

Koetzle, H.-M. (ed.) (2002) Das Lexikon der Fotografen. 1900 bis heute. Munich: Droemer Knaur. (in German)

Kotelevskaia, A., Chmyreva, I. (2011) Alexander Sliussarev. V formate. Mezhsezonie [Alexander Sliussarev: In Format, Between the Seasons]. Rostov-on-Don, Russia: Tipografiia Leo Publ. (in Russian)

Macek, V. (ed.) (2016) The History of European Photography. 3 vols. Vol. 3. 1970–2000. Bratislava: Central European House of Photography.

Markovskii, Ia. (1988) Iazyk fotografii kak semioticheskaia problema [The Language of Photography as a Problem of Semiotics]. Moscow: Academy of Sсiences of the USSR. (in Russian)

Mikhailovich, V., Stigneev, V. Poetika fotografii [The Poetics of Photography]. Moscow: Iskusstvo, 1989. (in Russian)

Misiano, W. (ed.) (1988) Die zeitgenössische Photographie in der Sowjetunion: Reportagen sozialer Wirklichkeit. Schaffhausen: Stemmle. (in German)

Mrázková, D., Remeš, V. (1987) Another Russia: through the Eyes of the New Soviet Photographers. London: Thames&Hudson.

Nakov, A. (2010) Malevich. Painting the Absolute. Vol. 1. London: Lund Humphries.

Neumaier, D. (1994) ‘Contemporary Russian Art Photography’, Art Journal, 53(2), p. 18-21.

Neumaier, D. (2004) ‘Hinting at Reality: Aleksandr Slysarev with Mikhail Sidlin’, in Beyond Memory: Soviet Nonconformist Photography and Photo-Related Works of Art. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, p. 293-308.

Pilikin, D. (2010) Selected Color by Alexander Slyusarev. Miami, Florida, US: Dark Slide Press.

Rappaport, A. G. (1987) ‘Time and Object in Aleksandr Sliusarev’s Photography’, Sovetskoe foto [Soviet Photo], 7, p. 24. (in Russian)

Rybchinskii, Iu. (comp.) (2006) Fotoestafeta: ot Rodchenko do nashikh dnei. Stranitsy istorii sovetskoi i sovremennoi rossiyskoi fotografii [Photorace: From Rodchenko to Our Days: Pages from the History of Soviet and Contemporary Russian Photography]. Moscow: Moscow Museum of Modern Art. (in English and Russian)

Sarje, K. (1990) Eroosio/Erosion. 1980-luvun kasitteelista kuvataidetta ja valokuva Neuvostoliitosta. Helsinki: Amos Anderson Publishing. (in Finnish)

Stigneev, B., Lipkov, A. (1989) Mir fotografii [World of Photography]. Moscow: Planeta Publ. (in Russian)

Stigneev, V., Chmyreva, I. (eds.) (2005) DAR: Russian Art from Avant-Garde up to Nowadays, The Сatalogue of Prices. London: Art Russie Ltd. (in English and Russian)

Sviblova, O. (2005) The Russian Vision on Europe. Moscow: Novosti Publ., p. 132-139.

Sviblova, O. (no date) Photographic Essays by Aleksandr Sliusarev [Online]. Multimedia Art Museum. Available at: https://mamm-mdf.ru/exhibitions/alexander-slusarev/ (accessed: 1 February 2022). (in Russian)

Szarkowski, J. (2009) Looking at Photographs: 100 Pictures from the Collection of The Museum of Modern Art. New York: MoMA.

Tolnay, A. (ed.) (1995) Contemporary Photographic Art from Moscow. Exhibition catalogue. Munich and New York: Prestel.

Tucker, А. (2012) ‘Portfolio Review Russia’, Aperture, Spring, p. 20-21.

Ursitti, C., Walker, J., McGinniss, P. (1991) Photo Manifesto: Contemporary Photography in the USSR. New York: Stewart, Tabori & Chang.

Watriss, W. Baldwin, F. et al. (2012) Contemporary Russian Photography, FotoFest 2012 Biennial. Festival catalogue. Houston, TX: FotoFest, Inc.; Amsterdam: Schilt.

Writes, P. R. (1991–1992) ‘Proun: The Interchange Station of Suprematism and Constructivism’, The Structurist, 31/32, p. 56-65.

Yates, S. et al. (2002) IDEA Photographic: After Modernism: a Contemporary View of History from the Photography Collections at the Museum of Fine Arts in Santa Fe, Princeton University Art Museum, and San Francisco Museum of Modern Art. Exhibition catalogue. Santa Fe, NM: Museum of Fine Arts and Museum of New Mexico.

Загрузки

Опубликован

2023-08-10

Выпуск

Раздел

Academic Studies