ПАБЛО ПИКАССО: ХУДОЖНИК КАК КОЛЛЕКЦИОНЕР

Авторы

  • Михаил Бусев Российская академия художеств

Ключевые слова:

Пикассо; коллекционирование искусства; живопись; современное искусство; примитивизм в искусстве; авангардизм; старые мастера; музейное дело.

Аннотация

Еще при жизни Пабло Пикассо было известно, что он не только обладает самой значительной коллекцией своих собственных произведений, но и с молодых лет собирал работы других художников. В 1950–1960-е гг. коллекцию других мастеров, собранную Пикассо, начали фотографировать специально, и она стала отчасти известна историкам современного искусства. В поздние годы Пикассо задумывался о том, что будет с этой частью его коллекции, и пришел к убеждению, что эти произведения должны стать собственностью Франции,  какого-либо государственного музея. После смерти мастера было принято решение, что в создающемся в Париже Музее Пикассо будут храниться и экспонироваться произведения самого художника, и там же будут выставлены работы иных авторов из его коллекции. Этот принцип был закреплен в фундаментальном каталоге Музея Пикассо в Париже, изданном в 1985 г., первый том которого завершается разделом, представляющим живописные и графические работы других мастеров, а также собрание примитивного искусства и иберийских статуэток. Позднее собирательскую деятельность Пикассо начали освещать в специальных исследованиях и экспозиционных проектах. В его коллекции насчитывается более тридцати мастеров. Среди них такие известные живописцы и графики, как Жорж Брак, Виктор Браунер, Эдуар Вюйар, Сальвадор Дали, Эдгар Дега, Андре Дерен, Альберто Джакометти, Джорджо де Кирико, Кес Ван Донген, Жан-Батист Камиль Коро, Гюстав Курбе, Анри Матисс, Жоан Миро, Амедео Модильяни, Пьер-Огюст Ренуар, Анри Руссо, Поль Сезанн, Жорж Сёра, Макс Эрнст. Не все их вещи обладают высоким музейным качеством, но многие, безусловно, украсили бы самый взыскательный музей. Истории их обретения почти всегда были разными. Пикассо не был сознательным, «программным» коллекционером, который желает придать своему собранию некую направленность и представительность и руководствуется  каким-то принципом отбора. Чаще всего появление новых экспонатов происходило стихийно, почти случайно, но в этой случайности порой проскальзывала своя закономерность. Нередко работы иных мастеров каким-то образом перекликались с вектором его творческих поисков (Сезанн и Брак). Они могли приобретаться в результате обмена с другими мастерами (Матисс) или дариться мэтру в знак уважения (Миро, Дали, Браунер). Оригинальность и новаторство Пикассо, ярко проявившиеся в его творчестве, сказались и в его ипостаси собирателя искусства предшественников и современников. Здесь испанский мастер также шел своим путем, не оглядываясь на те подходы и традиции, которые сложились в коллекционировании.

Биография автора

Михаил Бусев, Российская академия художеств

кандидат искусствоведения, член-корреспондент

Библиографические ссылки

Besnard-Bernadac, M.-L. (1985) Le musée Picasso. Paris: Editions de la Réunion des musées nationaux. (in French)

Brassai (1964) Conversations avec Picasso. Paris: Gallimard. (in French)

Busev, M. A. (1992) ‘Picasso and the traditions of the masters of the 16th –19th centuries’, Western art. The twentieth century. Classical heritage and modernity. Moscow: Nauka Publ., p. 183–206. (in Russian)

Busev, M. A. (2020) ‘Young Picasso and Sculpture’, The Art of Comprehending Art. Collected Articles for the 100th Anniversary of Nina Dmitrieva. Moscow: BooksMArt Publ., p. 160–176. (in Russian)

Busev, M. A. (ed.) (2016) Pikasso segodnia. Kollektivnaia monografiia. [Picasso Today. Collective monograph]. Moscow: Progress-Tradition Publ. (in Russian)

Daix, P. (1970) ‘Il n’y a pas «d’Art nègre» dans les «Demoiselles d’Avignon»’, Gazette de Beaux-Arts, 10, p. 247–270. (in French)

Daix, P. (1987) Picasso créateur. La vie intime et l’œuvre. Paris: Editions du Seuil. (in French)

Daix, P., Boudaille, G., Rosselet, J. (1966) Picasso, 1900–1906. Catalogue raisonné de l’œuvre peint. Neuchâtel: Ides et Calendes Publ. (in French)

Dmitrieva, N. A. (1971) Picasso. Moscow: Nauka Publ. (in Russian)

Dmitrieva, N. A. (1991) ‘Artistic traditions in Picasso’s early work’, Zapadnoe iskusstvo. 20 vek [Western art. The twentieth century]. Moscow: Nauka Publ., p. 3–27. (in Russian)

Dor de la Souchère, R. (1960) Picasso à Antibes. Paris: Hazan. (in French)

Fels, F. (1925) Propos d’artistes. Paris: Renaissance du livre. (in French)

George-Michel, M. (1942) Peintres et Sculpteurs que j’ai connus. 1900–1942. New York: Brentano’s Publ. (in French)

Golding, J. (1959) Cubism: A History and an analysis. 1907–1914. London: Faber & Faber.

Janneau, G. (1929) L’art cubiste. Paris: Éditions d’Art Charles Morau. (in French)

Kahnweiler, D.-H. (1963) ‘L’art nègre et le cubisme’, Kahnweiler, D.-H. Confessions esthétiques. Paris: Gallimard, p. 222–236. (in French)

Malraux, A. (1974) La Tête d’obsidienne. Paris: Gallimard. (in French)

Mastera iskusstva ob iskusstve [Masters of art about art] (1969). Vol. 5. Book 1. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Musée Picasso (1985) Catalogue sommaire des collections. Vol. I. Peintures. Papiers collés. Tableaux-reliefs. Sculptures. Céramiques. Paris: Ministère de la Culture. Editions de la Réunion des musées nationaux. (in French)

Olivier, F. (1933) Picasso et ses amis. Paris: Stock. (in French)

Picasso et les maîtres. Catalogue (2008) Paris: Editions de la Réunion des musées nationaux. (in French)

Rubin, W. S. (ed.) (1984) «Primitivism» in the 20th century art: Affinity of the Tribal and the Modern. New York: The Museum of Modern Art.

Salmon, A. (1912) La jeune peinture française. Paris: Société des Trente Albert Messein. (in French)

Seckel, H. (1985) Musée Picasso. Guide. Paris: Ministère de la Culture. Editions de la Réunion des musées nationaux. (in French)

Seckel-Klein, H., Chevrière, E. (1998) Picasso collectionneur. Paris: Editions de la Réunion des musées nationaux. (in French)

Spies, W., Piot, C. (2000) Picasso sculpteur. Catalogue raisonné des sculptures. Paris: Editions du Centre Pompidou. (in French)

Stein, G. (1960) Autobiography of Alice B. Toklas. New York: Vintage Books. (in French)

Stravinsky, I. (1936) Chronicle of My Life. London: Gollancz.

Sweeney, J. J. (1941) ‘Picasso and Iberian sculpture’, The Art Bulletin, 23(3), p. 191–198. (in French)

Tugendhol’d, Ya. (1914) ‘The French collection of Sergey Shchukin’, Apollon [Apollo], 1–2, p. 5–37. (in Russian)

Vallentin, A. (1957) Pablo Pikasso. Paris: Albin Michel. (in French)

Zervos, C. (1942) Pablo Picasso. V. II (l). Paris: Cahiers d’Art. (in French)

Загрузки

Опубликован

2024-02-23

Выпуск

Раздел

Academic Studies