Трактовка войны в рисунках Жан-Луи Форена 1914–1918 годов

Авторы

  • Полина Вишневская Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова:

Военные рисунки; трактовка войны; Первая мировая война; Рембрандт ван Рейн; Франсиско Гойя.

Аннотация

В статье автор ставит своей целью рассмотреть трактовку войны в рисунках французского художника-карикатуриста Жан-Луи Форена (1852–1931). Автор предлагает неоднозначный взгляд на творчество Форена и новую интерпретацию одной из самых известных его работ, а также полемизирует с распространенным мнением о полном подчинении военных произведений Форена пропагандистским устремлениям. Автор обнаруживает, что некоторые военные рисунки Форена содержат реминисценции творчества таких классиков, как Рембрандт и Гойя. На основе анализа этих работ удается продемонстрировать, что трактовка войны у Форена оказывается гораздо более сложной, нежели унифицированные предписания цензуры, и в некоторых аспектах идет в разрез с пропагандистским дискурсом. Обращаясь к вневременным религиозным смыслам и категориям, апеллируя к темам Священного Писания, Форен представляет зрителю глубокую рефлексию относительно феномена войны и ее трактовку на нескольких уровнях. Форен также отказывается от тотальной демонизации противника, допуская, что простой солдат может стать жертвой правительственной машины. Таким образом, продемонстрировав многогранность и многоаспектность творчества Форена периода Первой мировой войны, автору статьи удается наметить новый вектор изучения его военных рисунков.

Биография автора

Полина Вишневская, Санкт-Петербургский государственный университет

бакалавр искусств, студент

Библиографические ссылки

Accoulon, D. (2018) Frédéric Rousseau. 14-18. Penser le patriotisme. Paris: Gallimard. (in French)

Beaupré, N. (2015) ‘Barbarie(s) en représentations : le cas français (1914–1918)’, Histoire@Politique, 2(26), p. 17-29. (in French)

Becker, J.-J. (1985) ‘L'union sacrée, l'exception qui confirme la règle. Vingtième siècle’, Revue d'histoire, 5, p. 111-122. (in French)

Becker, J.-J. (1987) ‘Le crayon-baïonnette de forain. Vingtième siècle’, Revue d'histoire, 13, p. 106-108. (in French)

Becker, J.-J., Krumeich, G. (2012) La Grande Guerre. Une histoire franco-allemande. Paris: Tallandier. (in French)

Bianchi, N. (2018) ‘La satire désamorcée ? Rire et politique dans quelques feuilles de tranchées françaises (1914–1918)’, Textes et contexts, 1(13), s.p. (in French)

Bouvier, P. (2011) ‘Yo lo vi. Goya témoin des désastres de la guerre: un appel au sentiment d'humanité’, Revue international de la Croix-Rouge, 93, p. 195-223. (in French)

Byrnes, R. F. (1950) ‘Jean-Louis Forain: Antisemitism in French Art’, Jewish Social Studies,12 (3), p. 247-256.

Chernysheva, М. А. (2014) Mimesis v izobrazitel'nom iskusstve: ot grecheskoi klassiki do frantsuzskogo surrealizma [Mimesis in the Visual Art: from the Greek Classic to the French Surrealism]. St. Petersburg: Saint Petersburg State University Publ. (in Russian)

Coutin, C. (1994) ‘«Pourvu qu'ils tiennent...Les Français!» La contribution de Forain, dessinateur de presse, au moral des français pendant la Grande Guerre’, Guerres mondiales et conflits contemporains, 173, p. 53-76. (in French)

Erbès, J. E. (1963) ‘Fra Angelico et Rembrandt dans l'iconographie chrétienne’, Revue d’Histoire et de philosophie religieuses, 43(1), p. 48-61. (in French)

Forain, J.-L. (1920) De la Marne au Rhin. Dessins des années de guerre. 1914–1919. Paris: Editions Pierre Lafitte. (in French)

France Inter (no date) Ohé M'sieur Forain [Online]. Available at: https://www.franceinter.fr/emissions/carnet-de-chants-1914-1918/carnet-de-chants-1914-1918-16-aout-2018 (Accessed: 27 November 2020). (in French)

Gillet, L. (1931) ‘Forain’, Revue des deux mondes, 4(3), p. 676-689. (in French)

L'Impartial (1915) La Terre-Sainte profanée, 14 Octobre [Online]. Available at: http://doc.rero.ch/record/88326/files/1915-10-14.pdf (Accessed: 28 March 2021). (in French)

Le Petit Palais (1986) Rembrandt: eaux fortes. Paris: Paris Musées. (in French)

Le Petit Palais (2008) Goya graveur. Paris: Paris Musées. (in French)

Lestienne, C. (2018) ‘1918 : un week-end de Pâques sous les bombes à Paris’, Le Figaro, 28 Mars [Online]. Available at: http://bit.do/fQqid (Accessed: 10 March 2021). (in French)

Navet-Bouron, F. (2000) ‘Censure et dessin de presse en France pendant la Grande Guerre’, Guerres mondiales et conflits contemporains, 197, p. 7-19. (in French)

Rowan, R. W. (1937) The Story of Secret Service. New York: Literary Guild of America.

Shikel', R. (1988) Mir Goii [Goya's World]. Moscow: Terra-Knizhnyi klub Publ. (in Russian)

Sloane, J. C. (1941) ‘Religious Influences on the Art of Jean-Louis Forain’, The Art Bulletin, 23(3), p. 199-206.

Smith, B. (1963) Goya. Melbourne: The University of Melbourne.

Verzhbitskii, A. (1995) Tvorchestvo Rembrandta [Rembrandt's Art]. St. Petersburg: Mifril Publ. (in Russian)

Wolf, L. (2009) ‘Les leçons de Goya’, Etudes, 410(2), p. 221-230. (in French)

Cover_Forain_Calvary

Загрузки

Опубликован

2022-05-05

Выпуск

Раздел

Academic Studies